Журнал GEO http://geo.ru/journalarticle/item/id/563/
Автор: Анн-Мари Кениг
Пока ученые не нашли других доказательств, будем по-прежнему считать, что люди приручили кошек на берегах Нила. Ведь древнейший источник, в котором упоминаются эти животные, – египетский папирус, датируемый 2500 годом до н. э. Зоологи полагают, что предком домашней любимицы египтян была ливийская, или пятнистая кошка (Felis libyca) – африканская родственница дикой лесной европейской.
В стране фараонов кошку с самого начала окружал мистический ореол. Но не стоит упускать из виду и одно практическое соображение: для египтян приручение ливийской дикарки было жизненно важным делом. Сельское хозяйство в долине Нила быстро развивалось, скапливавшиеся огромные запасы зерна привлекали полчища грызунов. Чтобы не нести убытки, наглые мышиные атаки нужно было отражать. А кто в этом деле лучший помощник человека?
Однако последние открытия позволяют говорить о более раннем одомашнивании. При раскопках древних поселений в Палестине обнаружили кошачий зуб, датируемый 6700 годом до н. э., в турецкой Анатолии нашли статуэтки кошек V тысячелетия до н. э., а на Кипре – одно странное захоронение, которому более 9 тысяч лет. Но об этом ниже.
Если Вопрос о том, Когда и где приручили кошек, открыт, то в одном ученые единодушны: обожествлять этих животных начали именно в Египте. К середине II тысячелетия до н. э. ловкая охотница на крыс и змей в облике богини Бастет занимает важное место в египетской мифологии.
Ее почитали как покровительницу плодородия и материнства, как богиню радости и веселья. Родиной этого божества с кошачьей головой и женским телом считался город Бубастис восточнее дельты Нила. Около 950 года до н. э. фараон Шешонк I основал там свою столицу, и оттуда культ Бастет распространился по всей стране. Добравшийся до Бубастиса в 450 году до н. э. греческий историк Геродот описывал величественный храм, в котором жили тысячи кошек. Присматривал за ними жрец.
Умерших кошек египтяне бальзамировали. Мумию заворачивали в погребальные пелены, укладывали в маленький гроб и хоронили на специальном кладбище. В 1889 году такой кошачий некрополь был найден недалеко от Бубастиса. Зоологи определили, что покоящиеся там животные анатомически отличаются от диких кошек.
За убийство священного животного полагалась смерть. Широко известна история о военной хитрости персидского царя Камбиза, воевавшего с фараоном Псамметихом III. Царь велел своим воинам привязать к щитам кошек, и египтяне сдались без боя: лучше проиграть битву, чем убить воплощение божества.
За пределы Египта кошек вывозить не разрешалось. Греческий историк Диодор Сицилийский утверждал, что увидев за границей кошек, египтяне выкупали их и возвращали обратно в землю фараонов. Но законы экономики действовали и в те далекие времена: спрос рождал предложение.
Чтобы защитить от грызунов грузы и запасы провианта, финикийцы тайно проносили египетских кошек на свои суда. А их корабли заплывали далеко. Эти искусные мореплаватели торговали по всему Средиземноморью: покупали зерно в Египте, медь на Кипре, серебро и олово в Испании... Как тут удержишься, если в каком-то порту тебе предлагают обменять четвероногую диковину на товар или продать за хорошие деньги?
Считается, что финикийцы и привезли первых кошек в Грецию. В эллинских городах-полисах невиданные египетские зверьки стоили дорого – ими гордились, богатые греки дарили их своим возлюбленным. А для ловли мышей греки приручали ласок, хорьков и куниц. Но у этих мелких хищников был один непреодолимый недостаток: они с удовольствием охотились и на домашнюю птицу. Словом, понадобилось время, чтобы кошки в Греции обжились и занялись своим делом – защитой жилища от мышей и крыс. Кстати, кошачий след остался и в греческих мифах: богиня Артемида, спасаясь от чудовища Тифона, приняла облик кошки.
Отплывая в свои средиземноморские колонии, греки брали с собой кошек. Так те оказались на Крите и Сицилии, заселили юг Италии и побережье Фокиды. А оттуда начали продвижение на север Европы: по древним торговым путям пересекли Галлию, достигли населенных кельтами Британских островов. Датируемые I веком до н. э. останки домашних кошек обнаружены в Лютеции, древнейшем поселении на территории современного Парижа, и в британском Корнуолле.
Когда Египет в 30 году до н. э. оказался под властью Рима, культ Бастет достиг Италии. Богине с кошачьей головой поклонялись императоры Калигула, Нерон, Веспасиан. Римские легионеры донесли египетские верования до Нарбонна, Аннеси и Бордо. Найденные здесь статуэтки, изображающие кошек и детей, – доказа- тельство того, что животные прижились в семьях галлов. Как и на территории нынешней Венгрии, Германии, Швеции и Дании.
В эпоху раннего средневековья монахи приютили кошек в своих обителях – животные спасали от грызунов монастырские библиотеки и закрома. А убивая крыс, переносчиков чумы, помогали сдерживать смертоносные эпидемии, уносившие в Европе тысячи человеческих жизней. Об этом свидетельствуют ирландские и галльские манускрипты V–IX веков.
В своде законов короля Уэльса Хиуэла Доброго (940 год) зафиксирована тогдашняя цена на кошек: за котенка просили серебряный пенни – как за ягненка. Если кто-нибудь умышленно или по неосторожности убивал кошку, жертву подвешивали за хвост, и виновный должен был полностью засыпать ее пшеницей. Кучу зерна отдавали хозяину кошки, чтобы возместить ущерб.
полную историю расселения кошек по миру еще предстоит написать. С тем, как они осваивали Запад, все более или менее ясно. Но как они добрались до Востока? Это можно проследить по историческим источникам и некоторым археологическим находкам.
Большинство ученых сходятся в том, что в Китай домашних кошек завезли, и произошло это примерно в V веке до н. э. Откуда – в точности не известно, но, похоже, что «импортировали» четвероногих через Хараппу – центр цивилизации долины Инда в III тысячелетии до н. э. Там, на территории нынешнего Пакистана, были обнаружены древние останки кошек. Кстати, эти животные упоминаются в индийских законах Ману (около II века до н. э.). В Китай кошки могли попасть только с купеческими караванами по торговым дорогам, связывавшим Поднебесную с Малой Азией, – например, по Великому шелковому пути.
Буддийским монахам ничуть не меньше, чем их христианским «коллегам», нужно было беречь от грызунов свои священные рукописи. С проповедниками учения Будды кошки через Манчжурию и Корею в VI веке добрались до Японии. И пришлись там ко двору: в Стране восходящего солнца оценили их красоту и грацию. В Х веке император Итидзё возвел в ранг принцев пятерых котят без единого темного пятнышка на шерстке, которых произвела на свет белоснежная дворцовая кошка. Но дело не только в красоте. Японские рыбаки брали кошек в море, поскольку те славились умением предсказывать бурю. В XIII веке в стране активно развивается производство шелка. Куколки шелкопряда – излюбленное лакомство грызунов, и тут кошки вновь пришли на помощь благодарным японцам.
В америку кошки приплыли эффектно – на каравеллах. В XVI веке с португальцами добрались до Бразилии, с испанскими конкистадорами высадились в Центральной Америке. Позже добрались до канадских берегов Новой Франции.
В начале XVII века англичане, перебираясь за океан, вместе с самым необходимым брали в городки Новой Англии кошек – предков американской короткошерстной породы. В 1749 году нашествие черных крыс вынудило колонистов ввезти в Северную Америку большую партию маленьких охотниц. А в XIX веке в повозках пионеров, осваивавших Дикий Запад, кошки доехали до Тихоокеанского побережья.
Так, сопровождая торговцев и проповедников, солдат и искателей приключений, кошки расселились по миру. По сей день эти животные остаются верными спутниками человека. И живыми мурлыкающими символами домашнего уюта.