Когда в 1840 году французский естествоиспытатель Ж.Дюмон-Дюрвиль увидел во время путешествия гигантскую волну высотой почти 40 метров и доложил об этом на заседании академии наук, присутствовавшие дружно расхохотались. В то время рассказы моряков об ужасах, которые таит океан, уже не могли ввести в заблуждение ученых, и сообщение Дюрвиля выглядело нелепицей.
За последние 20 лет не менее 200 большегрузов исчезло в море без следа или были серьезно повреждены. Погибло при этом не менее 600 человек. С 1973 года потерпели крушение почти 500 танкеров. В 1980 году у берегов Японии бесследно исчез британский 300-метровый сухогруз «Дербишир» вместе со всей командой численностью 44 человека. Все эти суда были построены в соответствии с самыми современными стандартами безопасности, и как правило упрекнуть конструкторов или рабочих в халатности было невозможно. И если раньше к морским рассказам о «девятом вале» принято было относиться с известной долей сомнения, настало время проверить эту теорию.
Когда некоторые из судов поднимали на поверхность, перед глазами представала картина, в которую невозможно было поверить: в металлической обшивке зияли дыры такого размера, что в них свободно уместились бы полдюжины грузовиков. Иногда такая рана достигала трети от общих размеров судна и конечно, она была смертельной.
Первая гипотеза, разработанная в 1990-х годах, связывала появление волн-убийц с движением подводных течений. Исследовав места появления гигантских волн, ученые составили карту и легко обнаружили участок океана с наибольшей частотой их возникновения – юго-восточное побережье Африки. Здесь теплое течение мыса «Игольный» прорывается сквозь толщу более холодной воды, поэтому было сделано предположение, что взаимодействие температур порождает смертоносный эффект. На несколько лет воцарилось затишье, транспортные компании успокоились и заодно прекратили финансирование научных исследований океанских явлений. Природе, по всей видимости, такая жадность пришлась не по вкусу, и в конце 1990-х годов произошли ещё две крупные катастрофы: жертвами их стали крупные суда «Каледония» и «Бремен».
Уцелевшие очевидцы описывают это невероятное зрелище так: сначала начинается шторм, вполне обычный океанский шторм, к которому привыкли все опытные моряки и который судно должно легко преодолеть. Так и происходит в течение какого-то времени, а потом люди, находящиеся на капитанском мостике, видят то, во что никогда бы не поверили, слушая рассказ в портовом кабаке. Посреди моря прямо на корабль движется чудовищная водяная стена высотой в многоэтажный дом.
Но и это ещё не главное. Корабль не может уйти от этой волны, она слишком велика чтобы можно было маневрировать, и часто обнаруживает себя слишком поздно. А когда она приближается, начинается настоящий кошмар: судно наклоняется вперед носом и под углом примерно 30 градусов уходит вниз, вглубь океана, словно в саму преисподнюю, приподнимаясь кормой навстречу водяной стене. Через мгновения волна обрушивается на судно, и чаще всего уничтожает его одним ударом. «Каледония» и «Бремен» уцелели. Первой повезло больше: лишившись практически всех своих приборов пространственной ориентации и связи, она сумела буквально на ощупь добраться до ближайшей земли. «Бремену» пришлось ждать помощи, поскольку волна уничтожила не только капитанский мостик, но и судовые двигатели.
Понятие «девятый вал» имеет самое что ни на есть научное происхождение. Во время шторма десятиметровые волны нередко собираются в группы – так называемые «цуги» (помните у Грибоедова – «езжал-то вечно цугом» - то есть несколькими парами лошадей друг за другом). Так вот, в таких цугах обычно собирается 17 волн, и в середине находится как раз самая высокая, она же девятая по счету и достигает 14 метров.
Волны-убийцы в несколько раз выше обычных, 10-метровых волн, однако не следует путать их с цунами, которые образуются значительно реже и причиной которых обычно служат землетрясения. Людям, которые оставались в живых, удалось видеть волны-убийцы высотой до 30 метров, но и это далеко не предел. Возможно, среди тех, кто уже не может рассказать о своих впечатлениях, есть свидетели ещё более крупных «монстров», существование которых теперь доказано и не вызывает сомнений.
Не всегда волна-убийца приходит в одиночку. Есть и другое явление, объяснить которое до сих пор наука не в силах – оно получило красивое поэтическое название «три сестры». Нетрудно догадаться, что речь идёт о трёх гигантских волнах, идущих одна за другой, подряд. Интересно, кстати, что такое явление наблюдается не только на океанских просторах. Оно издревле известно американским индейцам, живущим в окрестностях Великих озёр. Эти ребята, правда, считают, что причиной волн является гигантский осетр, якобы живущий на дне.
Главная официальная гипотеза происхождения пресноводных «сестричек» связана с активностью земной коры на дне озер, но она, мягко говоря, уязвима для критики. Если бы это было действительно так, то сейсмические станции США и Канады легко сопоставили бы данные о подземных толчках с частотой появления огромных волн. Феномен Великих озер был бы объяснен, его бы даже можно было предсказывать, исходя из данных о сейсмической активности. Однако прямого соответствия между землетрясениями и волнами не наблюдается. Вряд ли можно объяснить тектонической деятельностью океанские волны той же формы, они встречаются не только и не столько поблизости от Срединно-океанского хребта. «Сёстры» встречаются несколько реже одиночных «монстров», но и о них моряки знали ещё несколько столетий назад.
Проект европейских учёных, получивший название «MaxWave» принёс много новой любопытной информации, главным образом, многочисленные снимки суперволн, сделанные из космоса. Они не только подтвердили возможность существования убийц высотой до 60-70 метров (то есть вдвое выше тех, которые удалось увидеть людям и остаться в живых), но и посеяли серьезное беспокойство среди компаний, занимающихся морскими перевозками: стало ясно, что вероятность повстречать в океане водяную стену намного выше, чем можно было себе представить. Если бы гипотеза о течениях разных температур оказалась бы верной, достаточно было бы просто обходить стороной некоторые области океана. Теперь же речь идет фактически о полной смене торгового и грузового флота.
Давление, которое оказывает такая волна на обшивку судна, чрезвычайно велико: в десятки раз больше давления, на которое рассчитан корабль. Поэтому и появляются громадные пробоины, разрывающие суда на куски. И всё же новое правдоподобное объяснение этим волнам совсем недавно было найдено. Немецкие и шведские ученые предположили, что гигантские волны описываются основным уравнением квантовой физики, уравнением Шредингера, в соответствии с которым движутся, например, электроны.
Приводить уравнение здесь не буду, чтобы не запутывать и не запутаться самому, но если говорить проще, одни волны «накладываются» на другие (если кто помнит из школьного курса явление суперпозиции, пусть почувствует себя профессионалом по сравнению со мной), накладываются под сравнительно небольшим углом. В результате высота волны резко, нелинейно возрастает. Отсюда становится понятно, откуда берется впадина перед гигантской волной и почему она имеет наклон – волна-убийца отбирает силу у соседних волн, за счет которых вырастает до огромной высоты.
Всё было бы замечательно, если бы не одно «но». Предполагая, что источником волн-убийц являются обычные волны, накладывающиеся друг на друга, придется признать, что частота появления таких волн зависит от их амплитуды. Так, например, для волн-убийц высотой вдвое больше обычной (20 метров) частота составляет 1 к 3000. Не так уж мало. Но вот проблема: для появления волны-убийцы высотой 30 метров, согласно тем же схемам расчетов, требуется уже порядка нескольких лет. Это явно расходится с тем, что наблюдают из космоса и с бортов кораблей если не каждый день, то уж точно каждый месяц. Поэтому до конца вопрос о природе волн-убийц до сих пор не решен. Многие ученые считают, что в океане существует по крайней мере два типа волн: обычные и убийцы, природа которых пока в точности нам неизвестна. Эти убийцы прячутся среди самых обыкновенных волн до поры до времени, пока однажды не пробьет их час и час корабля, который окажется поблизости.
Напоследок лирическое отступление о прекрасном. На одном из островов Канарского архипелага есть действующий вулкан – Кумбре Вьеха. Он медленно, но верно разрушается и оседает в море. В любой момент это разрушение под действием собственной массы и сейсмической активности может стать стремительным, и тогда в Атлантический океан обрушится около 1 триллиона тонн камня. В результате образуется водяной купол высотой до километра! Вслед за ним к берегам Африки, Южной Англии и Америки со скоростью 200 м/с устремится волна высотой в 150 метров. Этого достаточно, чтобы разрушить и затопить Майами, Саванну, Чарльстон, Филадельфию, Вашингтон, Нью-Йорк, Бостон и другие населенные пункты. Карибские острова окажутся под водой. Число жертв может достигнуть десятков миллионов.
Вы ещё не забыли? – это может случится уже завтра. Так говорят американский и британский сейсмологи С.Уорд и С.Дэй. Российские эксперты считают, что масштабы катастрофы несколько преувеличены, но предпочитают помалкивать.
Из уважения к умению своих зарубежных коллег выбивать финансирование науки
Отредактировано Крылатый Сумрак (2007-04-27 11:41:58)