Франсуа де Ларошфуко
Избранные афоризмы
Бывают в жизни положения, выпутаться их которых можно только с помощью изрядной доли безрассудства.
В дружбе, как и в любви, чаще доставляет счастье то, чего мы не знаем, нежели то, что нам известно.
В повседневной жизни наши недостатки кажутся порою более привлекательными, чем наши достоинства.
В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать.
В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить - и ничего не сказать.
Великодушие всем пренебрегает, чтобы всем завладеть.
Вернейший способ быть обманутым - это считать себя хитрее других.
Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены.
Воздавать должное своим достоинствам наедине с собою столь же разумно, сколь смехотворно превозносить их в присутствии других.
Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.
Все любят разгадывать других, но никто не любит быть разгаданным.
Всецело предаться одному пороку нам обычно мешает лишь то, что у нас их несколько.
Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.
Высшая ловкость состоит в том, чтобы всему знать, истинную цену.
Для того, чтобы воспользоваться хорошим советом со стороны, подчас требуется не меньше ума, чем для того, чтобы подать хороший совет самому себе.
Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна.
Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.
Жажда заслужить расточаемые нам похвалы укрепляет нашу добродетель; таким образом, похвалы нашему уму, доблести и красоте делают нас умнее, доблестнее и красивее.
Изящество для тела - это то же, что здравый смысл для ума.
Иной раз нам не так мучительно покориться принуждению окружающих, как самим к чему-то себя принудить.
Иные недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств.
Иные упреки звучат как похвала, зато иные похвалы хуже злословия.
Истинное красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.
Как бы ни был проницателен человек, ему не постигнуть всего зла, которое он творит.
Как раз те люди, которые во что бы то ни стало хотят всегда быть правыми, чаще всего бывают неправы.
Когда нам удается надуть других, они редко кажутся нам такими дураками, какими кажемся мы самим себе, когда другим удается надуть нас.
Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется.
Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособен к великому.
Лесть - это фальшивая монета, которая имеет хождение только из-за нашего тщеславия.
Любовь правильнее всего сравнить с горячкой: тяжесть и длительность той и другой нимало не зависят от нашей воли.
Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.
Люди недалекие обычно осуждают все, что выходит за пределы их понимания.
Люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку проницательности, а из-за избытка гордости: они видят, что первые ряды в правом деле разобраны, а последние им не хочется занимать.
Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.
Люди, которых мы любим, почти всегда более властны над нашей душой, нежели мы сами.
Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.
Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны.
Мы браним себя только для того, чтобы нас похвалили.
Мы всего боимся, как и положено смертным, и всего хотим, как будто награждены бессмертием.
Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним.
Мы нередко относимся снисходительно к тем, кто тяготит нас, но никогда не бываем снисходительны к тем, кто тяготится нами.
Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы.
Мы потому возмущаемся людьми, которые с нами лукавят, что они считают себя умнее нас.
Мы сопротивляемся нашим страстям не потому, что мы сильны, а потому, что они слабы.
Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во всем с нами согласны.
Мы так нетерпимы к чужому тщеславию, что оно уязвляет наше собственное.
На каждого человека, как и на каждый поступок, следует смотреть с определенного расстояния. Иных можно понять, рассматривая их вблизи, другие же становятся понятными только издали.
На свете мало недостижимых вещей; будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели.
Нам почти всегда скучно с теми людьми, с которыми не полагается скучать.
Нам почти всегда скучно с теми, кому скучно с нами.
Нам следовало бы удивляться только нашей способности чему-нибудь еще удивляться.
Наше душевное спокойствие или смятение зависят не столько от важнейших событий нашей жизни, сколько от удачного или неприятного для нас сочетания житейских мелочей.
Наше раскаяние - это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.
Наши прихоти куда причудливей прихотей судьбы.
Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у ближних.
Не бывает обстоятельств столь несчастных, чтобы умный человек не мог извлечь из них какую-нибудь выгоду, но не бывает и столь счастливых, чтобы безрассудный не мог обратить их против себя.
Не может отвечать за свою храбрость человек, который никогда не подвергался опасности.
Невелика беда - услужить неблагодарному, но большое несчастье - принять услугу от подлеца.
Необычайное удовольствие, с которым мы говорим о себе, должно было бы внушить нам подозрение, что наши собеседники его отнюдь не разделяют.
Нередко нам пришлось бы стыдиться своих самых благородных поступков, если бы окружающим были известны наши побуждения.
Нет вернее средства разжечь в другом страсть, чем самому хранить холод.
Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.
Никакое притворство не поможет долго скрывать любовь, когда она есть, или изображать - когда ее нет.
О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется.
Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье - к несчастному.
Одним людям идут их недостатки, а другим даже достоинства не к лицу.
Опаснее всего те злые люди, которые не совсем лишены доброты.
Поистине ловок тот, кто умеет скрывать свою ловкость.
Поистине необычайными достоинствами обладает тот, кто сумел заслужить похвалу своих завистников.
Порою из дурных качеств складываются великие таланты.
Постоянство в любви - это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому; таким образом, постоянство оказывается непостоянством, но ограниченным, то есть сосредоточенным на одном предмете.
Постоянство не заслуживает ни похвал, ни порицаний, ибо в нем проявляется устойчивость вкусов и чувств, не зависящая от нашей воли.
Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.
Признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.
Притворяясь, будто мы попали в расставленную нам ловушку, мы проявляем поистине утонченную хитрость, потому что обмануть человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть нас.
Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра.
С судьбой следует обходиться, как со здоровьем: когда она нам благоприятствует - наслаждаться ею, а когда начинает капризничать - терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам.
Слабость характера - это единственный недостаток, который невозможно исправить.
Страсть часто превращает умного человека в глупца, но не менее часто наделяет дураков умом.
Судьба все устраивает к выгоде тех, кому она покровительствует.
Судьбу считают слепой главным образом те, кому она не дарует удачи.
Существует такая степень счастья и горя, которая выходит за пределы нашей способности чувствовать.
То, что мы принимаем за благородство, нередко оказывается переряженным честолюбием, которое, презирая мелкие выгоды, прямо идет к крупным.
То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью; так, например, порою женщины бывают целомудренны, а мужчины - доблестны совсем не потому, что им действительно свойственны целомудрие и доблесть.
Только стечение обстоятельств открывает нашу сущность окружающим и, главное, нам самим.
Только у великих людей бывают великие пороки.
Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.
Трусы обычно не сознают всей силы своего страха.
У людских достоинств, как и у плодов, есть своя пора.
У нас всегда достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего.
У нас не хватает силы характера, чтобы покорно следовать всем велениям рассудка.
Ум всегда в дураках у сердца.
Ум ограниченный, но здравый в конце концов не так утомителен в собеседнике, как ум широкий, но путаный.
Ум служит нам порою лишь для того, чтобы смелее делать глупости.
Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора.
Чаще всего вызывают неприязнь те люди, которые твердо уверены во всеобщей приязни.
Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется.
Чем бы мы ни объясняли наши огорчения, чаще всего в их основе лежит обманутое своекорыстие или уязвленное тщеславие.
Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.
Чтобы стать великим человеком, нужно уметь искусно пользоваться всем, что предлагает судьба.
Отредактировано fsl (2008-04-21 21:11:20)